На современных плавсредствах больших размеров уже почти не используются традиционные узлы, но знать их необходимо. Крепко и надежно завязать канат должен уметь каждый, в жизни могут быть такие ситуации, при которых именно это умение поможет выжить или спасти жизнь кому-то.
Морские узлы пришли в современное общество из давних времен, как только люди научились строить плавсредства им понадобились умения для надежного крепления рей и других составляющих корабля или лодки. Путем долгих годов проб и ошибок были выведены лучшие методы завязывания толстых и тонких канатов. Сейчас морских узлов насчитывается чуть более 500, но пользуются далеко не всеми. Морякам в наши дни положено знать основных 10-15 методов, наиболее крепких и простых в завязывании, остальные изучаются сугубо индивидуально и по личной инициативе каждого.
Большинство названий и методов вязки узлов нами заимствовано из иностранных языков, английские стали официальным названием для каждого вида:
При этом стоит понимать, что ходовым называют свободный конец каната, из которого и вяжут узел, коренной же остается практически неподвижным на протяжении всего времени вязания.
Это вид связывания тросов и толстых веревок известен историкам со времен древних римлян и греков.
Прямой узелСамо название узла говорит само за себя, его применяли для буксировки шлюпок и во время их стоянки.
Шлюпочный узелЕго применяли издавна, именно этот вариант идеально подойдет для связывания воедино канатов и тросов разной толщины.
Плоский узелУзел восьмерка относят к классике, с его помощью можно завязать не только толстый трос, но и более тонкие нити.
Узел восьмеркаПортугальский булинь называют королем, он отличается универсальностью и применением не только в морском деле.
Португальский булиньКинжальный узел чаще используют моряки, с его помощью до сих пор соединяют два троса большого диаметра.
Кинжальный узелЭтот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.
Фламандский узелВыполнить любую из работ на судне при необходимости задержать трос под уже действующей тягой совсем не просто
Стопорный узелИмеется в виду именно беседка из каната, на которой человека спускали за борт для проведения мелкого ремонта судна.
Беседочный узелЭтот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.
Простой штыкЭтот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.
Рыбацкий штыкЭтот вид узлов относят к древнейшим видам соединения тросов и веревок, такой метод использовали еще древние мореплаватели.
Шкотовый узелТак много лет называют узлы, с помощью которых выбленки крепили к вантам при парусном судоходстве. Выбленками называли смоленный отрезки троса
Выбленочный узелЕго относят к стопорным узлам, готовый узел чем-то похож на шар, а бриллиантом его прозвали из-за схожести по форме с драгоценным камнем.
Узел бриллиантПрименялся этот узел при парусном судоходстве очень широко, и свое название носит именно из-за этого. Узел сперва называли «риф-штерт».
Рифовый узел